Сообщите мне о
начале курса
Сообщите мне о группе
Сменить регион
Санкт-Петербург

+7(812)425-34-15

не смогли дозвониться?
На главную страницу сайта
Фотографируйте
с удовольствием!

Фотоблог Profotik

Как выбрать штатив?

Алексей и Виктор Колдуновы 19.04.2011

Каждый фотограф рано или поздно задумывается о приобретении штатива, однако сталкивается с нелёгкой задачей выбора. Мы постараемся помочь вам разобраться в основных характеристиках, на которые нужно обратить внимание при покупке штатива.

 

Начнём с некоторых ключевых моментов, которые определяют саму необходимость использования штатива.

 

Для чего нужен штатив:

 

1. Помогает избавиться от «шевелёнки», связанной с движениями камеры во время съёмки, особенно ощутимой при использовании длиннофокусных объективов. Даже на коротких выдержках сделать резкий снимок весьма проблематично. Пейзажные фотографы скорее забудут на съёмку камеру, чем штатив. Также вы сможете ощутить всю прелесть использования длительных выдержек: эффект мягкой воды, «пустой город», фризлайтинг, съёмка со световой кистью. 

 

2. Штатив замедляет вашу работу и позволяет вдумчиво и аккуратно выставлять кадр. Вряд ли вам захочется тратить время на установку штатива, если вы не уверены, что кадр сделать надо и сделать именно с этого места. Кроме того, можно отойти от камеры и спокойно менять положение объектов в кадре, позу или освещение, что особенно актуально для натюрмортов, классических портретов, интерьерной съёмки.

 

3. Позволяет производить серию идентичных снимков. Вы сможете склеивать HDR фотографии, делать мультипликацию (slow motion), фотомонтаж, stacking для макро съёмки (увеличение глубины резкости) и т.д.

 

Со штативом вы не только выглядите как солидный опытный фотограф, но и действительно делаете огромный шаг навстречу новым возможностям и значительному улучшению качества ваших фотографий.

 

Существуют, конечно, и недостатки использования штатива, прежде всего связанные с удобством и оперативностью:

 

1. Штатив, практически невозможно установить в местах большого скопления людей. Очень часто его использование запрещено, особенно, когда это мешает окружающим.

2. Тяжело носить с собой и долго устанавливать (если это не монопод – одноногий штатив).

Не существует идеального штатива, который бы был лёгким, устойчивым, дешёвым, компактным и высоким. Поэтому выбирать его нужно исходя из целей съёмки, своих потребностей и возможностей. Сразу оговоримся, что на штативе не нужно экономить. Ориентироваться лучше на штативы ведущих производителей, достаточно широко представленные на российском рынке: 


Manfrotto [http://www.manfrotto.com/] 

Gitzo [http://www.gitzo.com/] 

Giottos [http://www.giottos.com/] 

Slik [http://www.slikrussia.ru/] 

Vanguard [http://www.vanguardworld.com/] 

Benro [http://www.benro.ru/] 


Выделим основные части, из которых могут состоять штативы:

 

1. Ноги. Основа штатива.

2. Замки ног. Фиксируют выдвижение ног в нужном положении.

3. Центральная колонна. Немного корректирует высоту съёмки и может иметь дополнительные функции.

4. Штативная голова. Позволяет поворачивать камеру в разных плоскостях, не меняя положения самого штатива. 


Остановимся на каждом пункте отдельно.

 

1. Ноги.

Их количество влияет в первую очередь на устойчивость штатива, его габариты и вес. Обычно все штативы делятся на треноги (три ноги) и моноподы (одна нога). Однако, существуют и экзотические виды, например, квадроподы [http://www.novoflex.com/] (с четырьмя ногами). У фотографов наиболее востребованы треноги – штативы на трёх ногах, для которых соблюдается необходимое и достаточное условие устойчивости.

 

Для ещё большей устойчивости в некоторые треноги добавляют центральную распорку, которая соединяет все три ноги между собой. Чаще всего это приспособление можно увидеть в дешёвых штативах, а в более продвинутых моделях она практически не встречается, так как вносит существенные ограничения. Такая распорка неудобна, когда поверхность, на которой стоит штатив, очень неровная (например, камни). Так что обращайте внимание на наличие распорки и подумайте, будет ли она вам мешать. Например, некоторые профессиональные студийные штативы, которые всегда стоят на ровной поверхности в студии, также могут иметь центральную распорку для ног.

 

 

Штатив Manfrotto 161MK2B Super Professional Tripod Mk2  с центральной распоркой для ног                                                                                                                        

 Штатив Manfrotto 161MK2B Super Professional Tripod Mk2 

 с центральной распоркой для ног


 

Обычно, чем дороже штатив, тем больше он имеет возможных углов, на которые могут расставляться ноги. То есть вы сможете расставить («растопырить») ноги узко, широко или очень широко, в зависимости от ситуации. Часто возникает ситуация, когда разные ноги расставляются на разные углы. Иногда штатив даже можно упереть одной ногой в стену.

 

2. Фиксирующие замки ног.

Чаще всего для регулировки высоты штатива каждая нога имеет возможность телескопического выдвижения. В определённом положении нога фиксируется затягиванием специальных замков. Исключения составляют лишь деревянные штативы, в которых невозможно сделать ноги в виде полых телескопических трубок.

 

 

Деревянный штатив Berlebach Report 8023

 

Алюминиевый штатив Manfrotto MK394-PQ
Деревянный штатив Berlebach Report 8023 Алюминиевый штатив Manfrotto MK394-PQ

 

Фиксирующие замки бывают разные, хотя по смыслу и по надёжности примерно одинаковые. Отличия в основном состоят в скорости и удобстве работы с ними.

 

- Поворотный механизм. Самый компактный из всех – не цепляется за предметы при переноске. Не очень быстрый, но надёжный и долговечный. Достаточно дорогая система и в дешёвых штативах практически не используется.

 

- Зажим-клипса. Очень простая и быстрая система. В дешёвых штативах такие замки не надёжны, так как часто делаются из непрочного пластика, который быстро ломается. Использование зажима-клипсы может потребовать некоторых усилий, однако силу натяжения можно регулировать.

 

- Винтовой механизм. Самый медленный, самый простой и самый дешёвый механизм. Если скорость установки не играет роли, то такой замок вполне устроит даже самых требовательных фотографов. Он надёжный и долговечный.

 

Размеры штатива подбираются из расчёта «золотой середины», чтобы и максимальная высота охватывала все необходимые вам сюжеты, и в сложенном состоянии он был бы не очень громоздким. Обычно фотографы используют штативы не выше своего роста. Можно, конечно, купить штатив с запасом по высоте, но учтите, что это увеличит его вес, а часто и размер в сложенном состоянии. Такие высокие штативы чаще всего используются в фото студиях и не предполагают их повседневное таскание на выездные съёмки.

 

Компактность штатива, когда он лежит в сумке, очень приятный бонус. Кстати говоря, покупая штатив, позаботьтесь, в чём вы его будете переносить. Количество выдвижных секций в ногах уменьшает размеры штатива в сложенном состоянии, но снижает его устойчивость.

 

На устойчивость штатива также могут повлиять наконечники ног (ножки) которыми штатив сцепляется с поверхностью пола или земли. Чаще всего они прорезинены, но для особо требовательных фотографов будет удобна возможность сменных наконечников. Например, когда штатив стоит на песке или на любом другом мягком грунте, лучше использовать острые шипы.

 

При установке штатива не на максимальную высоту, следует соблюдать простое правило: выдвигать сначала самые толстые ноги, а уж потом (если их длины не хватает) выдвигать всё более и более тонкие. Центральная колонна поднимается в последнюю очередь.

 

3. Центральная колонна.

Это приспособление, которое позволяет вам не мучиться, долго устанавливая ноги на нужную высоту. Достаточно примерно оценить высоту съёмки, а мелкие подвижки вверх/вниз настроить выдвижением центральной колонны.

 

Центральная колонна помогает увеличивать максимальную высоту съёмки, не увеличивая габариты штатива в сложенном состоянии. Есть модели штативов, центральная колонна которых соединяется с одной из ног и превращает треногу в монопод (например, Giottos VGR 9254-SC).

 

Если вы любитель макросъёмки, то обратите внимание на такую характеристику, как минимальная высота съёмки, чтобы можно было снимать практически с уровня земли. Часто для целей макро и предметной съёмки производители наделяют центральные колонны некоторых штативов способностью переворачиваться вверх тормашками или поворачиваться на угол 90 градусов (то есть колонна располагается параллельно линии горизонта). Такой поворот позволяет направлять объектив камеры вертикально вверх или вниз.

 

 

Поворотная центральная колонна штатива Manfrotto 190XPROB

 

Поворотная центральная колонна штатива Manfrotto 190XPROB


 

При выборе высоты штатива нужно помнить, что штативная голова может либо быть встроена в штатив (как, например, в Manfrotto MK393-H), либо крепиться отдельно. Если голова в комплект не входит, но вы собираетесь её приобрести (а без неё практически не обойтись), то общая высота штатива немного увеличится (за счёт высоты головы). Не забудьте и про сам фотоаппарат, который тоже по высоте бывает не маленький.

 

4. Штативная голова.

Как выбрать штативную голову? Встроенная она или покупается отдельно, нужно понимать какой тип голов, для каких видов съёмки лучше подойдёт.

 

Штативные головы бывают трёх основных видов:

 

- Трёхмерная голова. Обеспечивает подвижки камеры в трёх плоскостях: наклон камеры вверх-вниз, вращение вправо-влево и наклон вбок (для смены пейзажной ориентации кадра на портретную). Изменение положения камеры в каждой плоскости регулируется отдельно одним из трёх рычагов, что не очень оперативно, зато очень точно.

 

 

 Трёхмерная голова Manfrotto 804RC2

 

Трёхмерная голова Manfrotto 804RC2


 

А для ещё большей точности позиционирования камеры используются редукторные трёхмерные головы, позволяющие очень медленно и плавно вносить мельчайшие изменения в любом из трёх измерений. К сожалению, редукторные головы хоть и удобны, но очень дороги.


 

Редукторная голова Manfrotto 405 Pro

Редукторная голова Manfrotto 405 Pro


 

 

- Шаровая голова. Позволяет фотографу также крутить камеру в трёх плоскостях, но фиксируя положение камеры только одним рычагом. Это более оперативно, но менее точно. Практически невозможно будет поменять положение камеры в одной плоскости без вмешательства в две остальные. Такие головы очень компактны. 

 

 

Шаровая голова Manfrotto 486RC2

 

Шаровая голова Manfrotto 486RC2


 


- Двухмерная голова. В основном используется для видеосъёмки, где обычно нет необходимости менять пейзажный формат кадра на портретный. То есть камера наклоняется вверх-вниз и вращается вправо-влево. Часто положение камеры в этих двух плоскостях фиксируется только одним рычагом, тем самым увеличивая оперативность.

 

 

Двухмерная голова Manfrotto 701HDV

Двухмерная голова Manfrotto 701HDV

 

 

 

Крепление головы и фотоаппарата к штативу. Если штативная голова не встроена в штатив, то её придётся к нему прикрутить. В фотографической практике используется всего два типа резьбы: 1/4” для крепления лёгкого оборудования и 3/8” для тяжёлого. Штативные головы устанавливаются на штатив посредством резьбы 3/8” и часто дополнительно укрепляются маленькими шурупами для предотвращения случайного откручивания.

 

Большинство современных камер (и не очень современных) имеют резьбу 1/4” для установки на штатив, поэтому камера, практически всегда, крепится к голове через эту резьбу. В фотоаппаратах среднего и большого формата распространена резьба 3/8”, поэтому утяжелённые штативные головы, как правило, позволяют устанавливать камеры с любой резьбой (как 3/8”, так и 1/4”). Короче говоря, ошибиться будет очень сложно :-)

 

Быстросъёмная площадка. Фотоаппарат достаточно крепко держится на резьбе, однако прикручивать его долго и бывает очень проблематично. Для упрощения жизни фотографа придумана специальная быстросъёмная площадка, которая позволяет моментально снять фотоаппарат со штатива и также быстро его вернуть обратно. Она один раз прикручивается к фотоаппарату через резьбу и остаётся там до конца съёмки. 

 

Разновидности быстросъёмных площадок Manfrotto   Разновидности быстросъёмных площадок Manfrotto 
Разновидности быстросъёмных площадок Manfrotto

 

Такие площадки есть не на всех головах, а если есть, то их размер и форма индивидуальна. Даже одна и та же фирма производитель для разных голов делает разные площадки и разные системы их крепления, так что в продаже не всегда можно найти идентичную модель на смену. Лучше её не терять :-)

 

Максимальная нагрузка. Эта характеристика указывается в документации к штативу и является очень важной при выборе штатива. Она влияет не только на устойчивость при съёмке, но и на безопасность. Нагрузка штатива сверх этой характеристики может привести к его поломке и существенно повысить риск падения дорогостоящего оборудования на землю.

 

Не перегружайте штатив и оставляйте, по крайней мере, 20 % запаса до его максимальной нагрузки (особо требовательные фотографы предпочитают подбирать штатив, выдерживающий вес, в два раза превышающий вес их фотоаппарата). При расчёте, помимо самой системы, нужно учитывать и вес штативной головы. Также следует помнить, что сама штативная голова имеет свою максимальную нагрузку. При использовании длиннофокусных объективов, центр тяжести вашей системы смещается. Поэтому нужно использовать штативы, рассчитанные на ещё большую нагрузку. Самые тяжёлые объективы имеют собственное крепление, в этом случае к штативу крепиться объектив, а камера просто висит на нём.

 

Вес штатива зависит от размера и материала, из которого он изготовлен. Самым тяжёлым из широко используемых материалов считается дерево, за ним следует алюминий, чуть легче базальт и самый лёгкий карбон (или углеродистое волокно).

 

- Алюминий. Пожалуй, наиболее популярными на сегодняшний день являются алюминиевые штативы из-за оптимального сочетания цены, веса и устойчивости. Это та золотая середина, которая подходит для большинства случаев. К его недостаткам можно отнести плохую теплоизоляцию, так что работать с ним в мороз не очень приятно.

 

- Дерево. С деревянными штативами приятно работать в мороз, он очень хорошо гасит вибрации, однако боится влаги. Большой вес и размер таких штативов создаёт неудобство при транспортировке, зато позволяет увеличивать максимальную нагрузку до 10 кг и более. Деревянные штативы сложно найти в продаже, они чаще всего используются фотографами, работающими с крупноформатными камерами.

 

- Карбон. Лёгкий, устойчивый, прочный и (как вы уже догадались) дорогой штатив. Очень полезен, когда фотографу важен небольшой вес, но хорошая устойчивость и большая нагрузка. Такой штатив любят пейзажные фотографы, которые вынуждены много перемещаться в поисках оптимальной точки съёмки.

 

Надеемся, что мы помогли вам разобраться и выбрать именно тот штатив, который вам нужен. Штатив – это не просто очередной аксессуар, это одна из важнейших деталей (наряду с объективом и камерой), которая способна существенно поднять уровень качества ваших фотографий. Так что лучше всего покупать самый дорогой штатив, который можете себе позволить.


Алексей и Виктор Колдуновы
Тэги: Практика фотографии, Фотооборудование, Советы начинающим фотографам, Фотомагазин 

Ваши комментарии

Комментарии отсутствуют. Вы можете стать первым!
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться, используя аккаунт социальной сети, пользователем котрой Вы являетесь.
Тэги

Заявка

Фамилия, Имя *:
Телефон *:
E-mail:
Курс
Преподаватель
Дата
Сообщение:

Данная заявка является предварительной записью на выбранный Вами курс. Мы постараемся связаться с Вами в течение одного рабочего дня. Если этого не произошло (вероятно, по какой-то причине мы не получили письмо), будем благодарны, если Вы позвоните нам по телефону: (812) 339-10-93.

Отправить